Внешнеполитическая калька Зеленского. Плагиат или стратегия?
Первый месяц президентства Зеленского был насыщен внешнеполитической повесткой. Визиты в Брюссель, Париж, Берлин, встречи с европейскими лидерами, переговоры, знакомства, заявления.
Многие отметили странную особенность риторики Зеленского. Озвученные им позиции и мнения, по целому ряду вопросов - калька с кальки речей Порошенко. В особенности, по проблематике безопасности и урегулирования конфликта на Донбассе.
Сдержанный оптимизм экспертов и большей части избирателей, которые были уверены в "новом подходе" к решению проблемы войны и мира, заметно поугас.
Поверхностный анализ, большей частью, основанный на эмоциональном восприятии доступной информации - верный путь в никуда. Если не рассматривать проблему комплексно, с проецированием на будущие тренды, в условиях ограниченной информации - их выводы, конечно, имеют право на жизнь.
В то же время, взглянув на ситуацию в долговременном лаге, с ретроспективным анализом, возможно придти к совершенно иным выводам.
Президент, безусловно, на сегодняшний день использует риторику и позиции, наработанные Порошенком. Причина достаточно банальная - элемементарная нехватка времени. Зеленский попал сразу с корабля на бал. Через неделю после инаугурации, уже 30 мая, ему пришлось вести предметные разговоры с министрами иностранных дел Франции и Германии по всему комплексу вопросов связанных с ситуацией на Донбассе. Еще через 5 дней, он уже вел переговоры с председателем Европейской комиссии и генеральным секретарем НАТО.
В условиях жесткого тайминга, не то что выработать новую позицию нельзя, тут бы с протоколом разобраться.
Назначение Леонида Кучмы представителем Украины в ТКГ и вывод Медведчука из гуманитарной подгруппы - решения принятые, в большей степени, под одобрение европейских членов "нормандской четверки", чем самостоятельное.
Не следует также забывать и весьма странную, с дипломатической точки зрения, напористость западных партнеров, которые не дали времени Президенту хоть немного освоится в новой роли.
В ситуации временного цейтнота, лучшим вариантом было идти за трендом, чем изменять или модифицировать его. Особенно в такой болезненной теме, как война на Донбассе, где каждое слово, каждый жест, не говоря уже о смене позиции, может обойтись очень дорого.
Откровенно, Зеленский и компания еще не готовы к диалогам такого уровня. Нерешенность кадровых вопросов, выборы в парламент, отсуствие поддержки в Верховной Раде - все эти факторы сужают до минимума поле для маневров, не позволяют выработать переговорную позицию.
Об этом, заявлял и новый секретарь РНБО Александр Данилюк, отвечая на вопрос о будущем Минских соглашений.
Инициативы о снятии экономической блокады, прекращении огня в ответ и освобождение пленных - не более, чем попытка хоть на каком-то базисе активизировать работу Минской контактной группы. Реанимировать площадку для диалога, а главное выиграть время на кристализацию собственной позиции.
Даже аннонсированная "дорожная карта", которую Украина якобы собирается обсуждать в Минске, по мнению многих экспертов, и в частности бывшего заместителя главы АП Константина Елисеева, это то, что было наработано предшественниками еще в 2017 году.
И о хорошем. С точки зрения конфликтолога, выбранная Зеленским модель поведения оптимальная для нынешнего момента. "Заходя" в конфликт такой интенсивности и продолжительности, в котором переплетены интересы основных геополитических акторов, не имея долгосрочной стратегии, вариант поведения только один - поддержание имеющегося статус-кво.
Сейчас для него главное - выиграть время для структурирования поддержки, своих мирных инициатив внутри страны и для формирования команды, способной профессионально оценить риски, возможности и сгенерировать новую стратегическую линию, которая в конечном счете может привести к миру.
Бесконечно играть в нехватку времени не получится. Если проговариваемая сейчас встреча "нормандской четверки" (конец июля) состоится, Президент должен иметь либо собственную, новую стратегию урегулирования, либо и дальше быть верным последователем дела Порошенко-Климкина.
Сергей Орешет