Украина кончается там, где начинается Коломойский
Любой украинский олигарх хотел бы быть на месте Игоря Валерьевича. К нему ездят посланцы Трампа и Байдена. Одни просят отдать компромат, другие не отдавать. Игорь Валерьевич не даёт чёткого ответа ни одним, ни другим, поскольку не знает, кто же победит на выборах
Но именно потому, что он не даёт чёткого ответа, он нужен обеим борющимся группировкам американских политиков.
Где справедливость? Ахметов и прочие регионалы тратили огромные суммы на всяких Манафортов. Результат хуже нулевого. Манафорт не только не смог ввести их в высшие политические круги США, но сам погорел на контактах с ними. Пинчук десятилетиями вкладывает деньги в семейку Клинтон и прочих демократов. Он на этом уже почти разорился. В целом на американских политиков, лоббистов и консультантов украинскими олигархами потрачено больше, чем украинским государством на украинскую армию. Результат нулевой. Всё так же приходится богатейшим людям Украины отираться в приёмных даже не у президентов или миллиардеров, а у второстепенных чиновников Госдепа.
И только к Игорю Валерьевичу, как на работу, ездят посланцы двух кандидатов в президенты США. Оба не юных уже политика, действующий президент и бывший вице-президент, терпеливо ждут решения Коломойского, которое (независимо от своего содержания) окажет решающее влияние на избирательную кампанию в США (необязательно на её исход, но на планирование и ход точно).
Трамп обещает за предоставление компромата на Байдена свою встречу с Зеленским, Байден обещает пробить Зеленскому нормандский формат без принятия «формулы Штайнмайера», если документы к Трампу не попадут. Коломойский думает: «Ну прям как дети».
Он свою проблему фактически уже решил. На первые полтора года практически выключил американский фактор из украинской внутриполитической игры. Конечно, к власти, как и положено, приходят проамериканские политики (тем более что на Украине уже давно других днём с огнём не сыщешь). Но, прежде чем занять вожделенное кресло, они проходят кастинг у Коломойского. Назначение получают только самые глупые и управляемые. Таким образом, Игорь Валерьевич управляет проамериканской властью Украины, которая истово защищает его финансово-экономические интересы, рассказывая народу всякую ерунду о построении современной либеральной демократии по американскому образцу прямо «в айфоне» и совершенно искренне клянясь американцам в любви к гамбургерам и майданам.
Американцы понимают, что власть в стране захватили идиоты (этого даже Богдан не скрывает). Но сделать ничего не могут, потому что эти идиоты проамериканские, а население самими же американцами зомбировано настолько, что персональные и коллективные рейтинги идиотов у власти зашкаливают. Разговаривать по-деловому американцы могут только с Коломойским. Но он совершенно не интересуется политическими проблемами США (пока не знает, кто будет следующим президентом). Зато пользуется американской неопределённостью для улучшения своего финансового положения.
Вот и вчера назначенное Коломойским руководить правительством юное дарование Алексей Гончарук сообщило Financial Times, что правительство ищет компромисс с Коломойским по вопросу о законности национализации «Приватбанка». Правда, он немедленно бросился это своё откровение уточнять, заявляя, что его неправильно поняли и переговоры с олигархом не ведутся. Скорость реакции показывает, что поправить украинского премьера решили не представители МВФ и не США (и те, и другие обычно долго выражают удивление, ожидая, пока до аборигенов дойдёт, что они сморозили глупость), а лично Игорь Валерьевич, который прост, как правда, а потому может позвонить уже через 10 минут после выхода газеты с интервью и объяснить своему идиоту, что и куда он ему натянет за длинный язык.
Кстати, премьер Украины сказал правду в обоих случаях. Компромисс с Коломойским они ищут, ведь надо оформить ему компенсацию таким образом, чтобы требование МВФ не ставить под сомнение национализацию «Приватбанка» тоже было выполнено. Иначе Украине как своих ушей не видать почти 4 миллиардов долларов от фонда, которые нужны правительству для одновременного удовлетворения аппетитов Коломойского и закрытия ключевых государственных нужд до конца года. Но переговоры с Коломойским правительство действительно не ведёт. Оно просто ждёт его указаний относительно алгоритма действий. Разрабатывают же стратегию получения компенсации за «Приватбанк» юристы Коломойского.
Игорь Валерьевич не случайно ещё до победы Зеленского на президентских выборах заявил, что банк ему не нужен, а нужна финансовая компенсация (2 миллиарда долларов) за его национализацию. Таким образом, он вроде бы не посягал на новый статус банка (чтобы не раздражать МВФ), но зато легально получал крупную сумму в долларах наличными (или в виде привлекательных активов) от украинского правительства.
Однако в этой схеме присутствовала одна загвоздка. Чтобы выплатить компенсацию, надо было в судебном порядке признать национализацию «Приватбанка» безосновательной. Это нарушало требование МВФ не трогать национализацию грязными руками.
Судя по тому, как вовремя сгорел дом Гонтаревой, выход нашли. Суд признает национализацию безупречной, но найдёт, что коррупционные действия Гонтаревой как главы НБУ нанесли бывшим владельцам банка ущерб, который необходимо компенсировать. Не знаю, добьётся ли Коломойский выплаты 2 миллиардов, или ему придётся миллионов двести-триста уступить, но своё он получит. Равно как Гонтарева получит если не политическое убежище, то гарантии невыдачи от британских властей.
И всем будет хорошо. Коломойский окажется при деньгах, МВФ отстоит свои принципы, Гонтарева сохранит свободу и вывезенные капиталы, у правительства появится шанс на то, что МВФ расщедрится на очередной транш, ну а население пусть будет довольно пожаром у Гонтаревой. Всё равно ему больше ничего не перепадёт.
Ростислав Ищенко