О том, что закончено расследование очередного, третьего по счету уголовного дела экс-премьера, Виктор Пшонка, генеральный прокурор, объявил журналистам лично, ввиду особой важности события. Правда, документ, название которого, даже с учетом юридической лексики, звучит несколько странно — «Сообщение о подозрении» — вручили не Юлии, а руководству Качановской колонии. («Так тоже можно, в соответствии с новым Уголовно-процессуальным кодексом!» — уточнил Пшонка. Сама обвиняемая, как известно, направила письмо-ультиматум президенту Виктору Януковичу и продолжает акцию неповиновения, ни о каких контактах с представителями властей слышать не желая.)
Тюремщики, в свою очередь, должны ознакомить с «подозрением» и другими доказательствами адвокатов Тимошенко. Затем, продолжил Виктор Пшонка, будет написано обвинительное заключение и материалы передадут в суд.
— Мотив убийства — бизнес-интересы. Пятьюстами тысячами долларов сразу рассчитался с бандитами Лазаренко. А потом Тимошенко организовала перевод на их счет 2 миллионов 300 тысяч долларов. Это — пожизненное заключение! — повысил голос генпрокурор. Помедлил и добавил: — После приговора суда.
В 1996-м Павел Лазаренко (недавно он отбыл в США длительный тюремный срок за коррупцию) трудился премьер-министром Украины, а Юлия Тимошенко руководила корпорацией «Единые энергетические системы Украины». В определенный период их, земляков из Днепропетровска, действительно связывали деловые отношения и политические взгляды. Евгений Щербань, известный бизнесмен и народный депутат, в то время представлял так называемую «донецкую» группу на рынке энергоснабжения Украины. Киллеры расстреляли Щербаня и его семью прямо на летном поле в аэропорту Донецка. На след исполнителей дерзкого преступления следствие вышло, когда один из наемных убийц, по кличке Матрос, отправился на тот свет. А заказчиков расстрела найти вовсе не удалось.
Однако получилось спустя 17 лет?
Один из лидеров объединенной оппозиции, Арсений Яценюк, уже назвал сообщение генпрокуратуры «апогеем позора украинского правосудия, лживым, наглым, отчаянным шагом власти на пути в никуда».
— Все эти так называемые криминальные расследования не имеют под собой ничего реального! — сказал он.
Примечательно, что сенсация, на неотвратимость которой, впрочем, руководство прокуратуры намекало и прежде, завершила весьма бурный день, связанный с протестами Тимошенко относительно происходящего вокруг нее в Харьковской железнодорожной больнице. Свидания с политиком добились три депутатки от оппозиции — Александра Кужель, Людмила Денисова и Татьяна Слюз. Они обнаружили множество видеокамер в палате Юлии, душевой и туалете, а также проверили доступ к специальной комнате с мониторами для слежения за заключенной. «Кино о Тимошенко» имели возможность круглосуточно смотреть не только приставленные к экранам дежурные сотрудницы Качановской колонии, но и все кому не лень…
Возмущенные коллеги Юлии отказались покидать помещение больницы до тех пор, пока «глаза Януковича» не уберут из всех потайных точек, и легли спать на полу. Но на рассвете женщин буквально выволокли наружу по экстренному решению суда силами двух десятков крепких молодцев. Не помогли ни депутатский иммунитет, ни отчаянное сопротивление…
Сострадать можно и невольным свидетелям протестов, пациентам реанимации (палата Юлии Тимошенко находится на том же этаже), — надежды на покой у них по-прежнему мало. Близки к нервному истощению врачи, вне зависимости от политических симпатий или антипатий.
Несчастливым оказалось и заседание суда по делу о злоупотреблениях ЕЭСУ — не только потому, что Юлия Тимошенко по состоянию здоровья в тринадцатый раз отказалась на нем присутствовать. Агрессивные противники экс-премьера отличились тем, что плеснули зеленкой в лица нескольким депутатам от «Батьківщини».
Новое обвинение, выдвинутое Юлии Тимошенко, по мнению экспертов, резко ухудшит отношение к действующей власти Украины со стороны большинства европейских лидеров. «Смертельное подозрение» расценят как вызов. Вместо того чтобы конкурировать с политическим оппонентом на свободе, Виктор Янукович старается его ликвидировать в прямом смысле слова. Стоит ожидать и негативную реакцию Кремля. А вот чего ждать, кажется, уже не надо, так это соглашения о безвизовом режиме с ЕС: его Украина планировала подписать в феврале.
Ольга Мусафирова
novayagazeta.ru