Нет ничего удивительного в том, что новому-старому правительству все-таки пришлось идти на поклон к МВФ. Ведь по итогам 2012 года отрицательное сальдо внешней торговли вплотную приблизилось к показателям кризисного 2009 года.
Золотовалютный резерв НБУ истощается, у нас наблюдается падение промышленного производства, Кабмин вынужден искать новые подпорки для истощенной экономики.
Думающим людям эти тенденции были заметны много раньше, просто до определенного момента власть из предвыборных соображений делала хорошую мину при очень плохой игре. Требования МВФ стандартные – увеличение пенсионного возраста и повышение коммунальных тарифов для населения. Т.е. вопросы сложные и остросоциальные. Первый вице-премьер Хорошковский в предыдущем правительстве Азарова некогда сказал с подкупающей откровенностью: «Думаю, что мы возобновим переговоры с МВФ после окончания избирательной кампании на Украине». Так и произошло.
Чтобы расставить все точки над «і», сразу скажу, что я против сотрудничества с МВФ в настоящее время на каких бы то ни было условиях. Свой ответ постараюсь сделать максимально аргументированным. Дело в том, что среди критиков МВФ весьма распространены довольно упрощенные представления о роли и деятельности Фонда. Так, нередко утверждается, что МВФ целенаправленно ведет своих должников к дефолту (как Аргентину) или к гражданской войне (как Руанду). В конечном итоге подобные манипуляции выгодны самим же политикам, для которых МВФ является удобным объектом для переноса ответственности за свои действия. На самом деле цель этой международной организации куда более прозаична.
МВФ не ставит своей целью разрушение экономики того или иного государства, но лишь старается обеспечить платежеспособность должника в интересах кредитора. И, соответственно, дает кредиты тем странам, которые испытывают трудности с выплатой внешних долгов. Рецепт обеспечения такой платежеспособности всегда один и тот же. Эксперты Фонда советуют меньше кушать и больше работать. А в условиях, когда на 2013 год намечены выплаты Украиной по финансовым обязательствам в размере $14,24 миллиардов, а в 2014 – уже $16,18 миллиардов, работать предстоит все больше, а кушать – все меньше.
Собственно, проблема заключается не в кредитах как таковых. Кредит может быть достаточно эффективным инструментом для развития. Загвоздка в том, что сотрудничество с Фондом ничего принципиально не решает – финансовые вливания со стороны МВФ лишь увеличивают наш долг, никак не способствуя преобразованию экономики. Деньги, в лучшем случае, направляются на текущие расходы, в худшем – бесследно исчезают. Наша страна лишь консервирует проблемы, усиливая зависимость от кредитов и обрекая себя на дальнейшее сотрудничество с Фондом. А значит - и на дальнейшее решение проблем власти за счет населения (смотри извечный рецепт МВФ).
Еще год-два назад правительство неоднократно вспоминало своих предшественников «незлым тихим словом», обвиняя их в тяжелом наследстве – разбалансированной экономике, рекордных внешних заимствованиях и низких золотовалютных резервах. Но что, в свою очередь, в наследство оставите вы сами? Еще бóльшие проблемы и еще бóльшие долги? Используя механизм перекредитования старых долгов новыми, объемы которых растут, как доза наркомана, вы загоняете страну в долги навсегда. Неужели непонятно, что это самое настоящее воровство у будущих поколений? Это крайняя степень цинизма, потому что они-то еще ничего не могут сказать по этому поводу. Если называть вещи своими именами, это - продажа собственных детей в рабство.
Именно поэтому я против такой политики.
Виктор Медведчук
vybor.ua