Среднесуточная температура за окном стремится к показателю «очень жарко», а это значит, что месяц выпускных балов уже совсем близко. Об этом почему-то не принято говорить вслух, но я все же рискну высказать крамольную мысль: с каждым годом обряд прощания со школой все меньше похож на светлый праздник юности.
Школьный выпускной бал, в его изначальном виде, должен быть действом непорочным и грустно-торжественным, олицетворяющим прощание юношей и девушек с детством. По крайней мере, когда-то все выглядело именно так. Сегодня расставание учеников с любимой школой больше похоже на попойку армейских дембелей, в чаду кутежа отмечающих возвращение к мирной жизни. Виной тому календарная близость этих событий, или же потакание родителей и учителей капризам выпускников, но общее сходство наблюдается на всех без исключения этапах как подготовки, так и самого празднования.
Готовиться к выпускному начинают загодя. Если с магазинных полок стремительно исчезают наиболее дорогостоящие платья, костюмы, туфли и галстуки, знайте – началось. Стремящиеся быть «не хуже других», несчастные родители выпускников готовы на некоторое время отказаться от завтраков и даже обедов, лишь бы их чадо выглядело самым-самым. В свете постоянных жалоб народа на низкий уровень зарплат и жизни в целом выглядит это более чем странно.
Следующий этап – собрание родительского комитета, в ходе которого наиболее активные мамы и папы решают, сколько нужно потратить на прощальные подарки школе, классному руководителю и другим педагогам, чтобы не выглядеть жадными или нищими. Педагогические коллективы школ чаще всего отказываться от подобных бонусов не спешат. Иные даже сами намекают, дескать, «неплохо бы ремонтик в спортзале сделать, или полы в компьютерном классе перестелить, чтобы добрая память о детках осталась». В родных войсках такое вот создание «доброй памяти» называется «дембельским аккордом». Можно, конечно, отказаться, но благополучного исхода из стен школы или казармы никто не гарантирует.
Тут бы родителям возмутиться, дескать, налоги, идущие в том числе и на сферу образования, исправно платятся, да и сомнительные ежемесячные взносы на всевозможные «школьные нужды» - тоже. Может, для создания «памяти» этого достаточно? Но, судя по тому, что у нас это называют не взяточничеством, а доброй традицией, возмущаются родители не часто. Причина та же – парадоксальное желание казаться состоятельными в глазах тех, кто, по сути, вымогает у них деньги. Конечно, подобные «аккорды» поощряются отнюдь не во всех школах, но исключение лишь подтверждает правило.
Подарки учителям – отдельная тема. От цветов мы перешли к ювелирным изделиям, плотным конвертам и даже бытовой технике, в зависимости от предпочтений получателя или фантазии родительского актива. Инициатива исходит от не в меру «благодарных» родителей или от самого учителя. Плохи, что характерно, оба варианта. Даже там, где коррупционной составляющей нет, украинцы живо ее организовывают.
Наконец сам выпускной бал. Еще в 2006 году директора многих школ почему-то отказались от идеи проводить балы в подконтрольных им храмах знаний, поэтому гулянья переместились в ближайшие кафе и рестораны.
Большинству родителей посидеть в ресторане тоже хочется, поэтому под предлогом «мы за ними присмотрим», мамы и папы отмечают вместе с детьми. Ну и, конечно, как обойтись без классного руководителя? В результате, вместо того, чтобы зорко наблюдать за своими чадами, взрослые с удовольствием употребляют водку прямо у них на глазах. Последние, видя все это, тоже не теряются, и уже разгоряченные малой дозой разрешенного по общей договоренности родителей шампанского, отправляются за добавкой. Господа родители и учителя, вы сами приучаете своих детей к алкоголю, поэтому даже не думайте жаловаться на то, что украинская молодежь спивается!
Ближе к утру успевшие напиться, протрезветь и снова напиться и даже подраться со случайными прохожими и друг с другом вчерашние школьники отправляются встречать рассвет. Всю эту «красоту» для них организовали родители и учителя, которые хотели как лучше.