Между тем понимание этого важно для всех участников процесса как в столице, так и по всей Украине и за ее пределами. Так, постоянное ожидание рядовыми участниками процесса очередного ночного штурма, подогреваемое активистами Майдана, не способствует мирному характеру протестов. В чем мы могли убедиться на примере киевских событий последних дней.
В регионах неопределенность дальнейших действий пока вызывает только недоумение и непонимание того, как будут развиваться не только события, но и страна в целом. А на государственном уровне Украина, оказавшаяся, ввиду ряда объективных и субъективных причин, в достаточно сложном экономическом положении, лишена возможности заключения действующих соглашений по поддержанию экономики.
В текущем году госбюджет уже успел рассчитаться по иностранным займам, но все еще неурегулированной остается ситуация с долгами России по газу (порядка 2 млрд. долларов). Кроме того в 2014 году Украине предстоит выплатить очередные 7,3 млрд. долларов по внешним заимствованиям. А тот факт, что Кабмин и Верховная Рада не могут принять в срок бюджет на будущий год, приводит к снижению доверия у потенциальных кредиторов и инвесторов.
Страховки от дефолта по украинским облигациям выросли до уровня Аргентины и Венесуэлы, а сама возможность дефолта в ближайшие пять лет оценивается в 50%. Источников кредитования не так много – Евросоюз обижен за Вильнюс, а МВФ требует жестких сокращений социальных статей бюджета. Деньги может дать только Москва, однако Россия в качестве условия потребует отказаться от подписания соглашения об ассоциации.
При этом любое из этих направлений не сможет привнести в экономику реальных поступлений, пока в стране будет продолжаться противостояние.
Неоднозначность позиций
Состоявшийся на прошлой неделе в Киеве саммит ОБСЕ также не смог способствовать решению накопившихся проблем и поиску приемлемого для власти и оппозиции формата диалога. Во многом это обусловлено категоричностью требований протестующих и нежеланием идти на вынужденные уступки с другой стороны. В то же время и сами иностранные представители, приехавшие на саммит в Киев, продемонстрировали двойственность своих позиций. С одной стороны, они полностью отработали повестку дня заседания ОБСЕ под председательством Украины и приняли 13 из 15 подготовленных при участии нашего МИДа документов, тем самым подтверждая легитимность действующей власти и выбранного ею пути урегулирования возникших внутри страны противоречий. «Такое требование властей (о разблокировании зданий) полностью соответствует понятию о приемлемых ограничениях свободы собраний», – сообщил 6 декабря директор Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Янез Ленарчич. В то же время регулярные визиты иностранных представителей на Майдан, где, по их словам, они пребывали как физические, а не как должностные лица, тем не менее дали возможность в первую очередь лидерам оппозиции продемонстрировать поддержку своих требований со стороны европейского сообщества.
Большинство предприятий продолжает работать, преодолевая последствия кризиса и борясь с возросшей из-за политических событий инертностью бюрократической системы. Теоретически ситуация, когда Киев митингует, а предприятия работают, может продержаться долго.
Человеческий фактор
Тем временем экономика пока продолжает жить отдельно от бурных политических баталий. Большинство предприятий продолжает работать, преодолевая последствия экономического кризиса и борясь с возросшей, ввиду политических событий, инертностью бюрократической системы. «Если ситуация будет такой же, как сейчас, когда Киев митингует, а предприятия работают, то такая ситуация может продержаться долго. Даже год или два. А вот если это зацепит банковскую систему, то, думаю, страна сможет прожить не более двух месяцев», – считает доктор экономических наук, экс-заместитель председателя Национального банка Украины Александр Савченко.
Протестные акции активировали в обществе привычные механизмы защиты сбережений: повышенный спрос на валюту, подогреваемый спекулянтами, и вероятность досрочного изъятия депозитов.
Однако после перехода протестных акций в столице на постоянную основу в обществе включились выработанные ранее механизмы защиты собственных сбережений. Отсюда повышенный спрос на валюту, подогреваемый спекулянтами, особенно в столице. «Стоит отметить, что ожидания валютных спекулянтов, связанные с периодом максимальных выплат государства по внешним заимствованиям и расчетам за газ в конце текущего года, не оправдались, курс гривны вырос незначительно. Поэтому протесты на Майдане пришлись для них весьма кстати. Однако Нацбанк держит ситуацию под контролем и по возможности пресекает попытки дельцов приобретать валюту в банках за 8,22 грн. за доллар, для того чтобы сбывать ее на «черном» рынке уже по 8,35 грн. за доллар», – делится наблюдениями финансовый аналитик Эрик Найман.
Сохраняется потенциальная опасность лавинообразного снятия депозитов физлицами. Время от времени сигналы о возникновении такого ажиотажа проходят то в прессе, то в самих банках. Причем обычно сотрудники финансовых учреждений утверждают, что у них в банке «как раз все хорошо, а вот в другом, по слухам, вчера кассы закрывали». Но, по данным финансистов, к нынешнему политическому кризису банковская система подошла с высоким уровнем доверия и рекордным количеством вкладов населения и пока реальных предпосылок для паники не дает.
Таким образом, получается, что украинская экономика пока не поддается на политические провокации и сохраняет определенный запас прочности. Однако злоупотреблять им не стоит.
Леонид НИКОЛАЕНКО