Хозяев к ответу
Так, законопроект №3855 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме», которые отдельные личности успели окрестить местью за Автомайдан, является не более чем нормативной основой для введения системы автоматической фиксации нарушений ПДД.
Согласно нормам этого закона, административную ответственность за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные фото- и видеоаппаратурой в автоматическом режиме, будет нести физическое или юридическое лицо, на которое зарегистрирован автомобиль. Хозяин машины должен в десятидневный срок со дня получения постановления выплатить штраф либо опротестовать постановление в суде и доказать, что на момент совершения правонарушения транспортное средство или номерной знак были украдены, либо за рулем находился другой человек.
Если же речь идет о юридическом лице, то на имя руководителя предприятия отправляется запрос относительно сотрудника, нарушившего правила, ответ на который должен быть дан в пятидневный срок. Если же информационный запрос остается без внимания, либо предоставленный ответ не соответствует действительности, юридическое лицо будет отвечать по всей строгости административного законодательства.
При этом за нарушение, зафиксированное в автоматическом режиме, придется заплатить минимальную сумму штрафа, а если нарушитель уложится в пятидневный срок со дня получения постановления, эта сумма и вовсе уменьшится вдвое.
«Зафиксировав нарушение, милиция в первую очередь устанавливает личность владельца автомобиля. Если последний не сможет доказать, что за рулем сидел другой человек, то сумма штрафа будет взыскана с него. Фактически, отмена доверенностей усложнила жизнь людям, которые продали свои транспортные средства, лишь оформив генеральную доверенность и отказавшись от процедуры перерегистрации. Считаем, что эта норма вполне отвечает требованиям времени. С одной стороны, она исключает путаницу, а с другой – дисциплинирует автовладельцев», – объяснили в пресс-службе ГАИ города Донецка.
Симметричный ответ
Пожалуй, самой обсуждаемой стала объемистая инициатива № 3879 «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальных законов относительно дополнительных мер защиты безопасности граждан», который обеспечивает дополнительную безопасность работников судебных органов, а также правоохранителей, их семей и близких родственников, а также ужесточает ответственность за нарушения общественного порядка в ходе массовых мероприятий.
Одной из норм этого закона является запрет на движение колонной более пяти автомобилей без согласования с органами МВД в случаях, если таковая создает препятствия для дорожного движения. Наказанием за это может стать штраф в размере 40-50 минимумов доходов граждан, лишение прав на срок от одного до двух лет с оплаченным изъятием транспортного средства или без такового.
«Это абсолютно верное решение. Желающих ездить колоннами очень много, особенно по трассам. Они, как правило, создают проблемы для других автомобилистов. Ничего страшного в этом нет. Если, к примеру, речь идет о свадебной колонне, она всегда может растянуться. Не обязательно ведь ехать бампер к бамперу. Откровенно говоря, свадебные колонны такой длины для Украины вообще редкость. Что касается всевозможных автопробегов, то они должны согласовываться с нами и сопровождаться автомобилем ГАИ», – отмечают в пресс-службе ГАИ Донецка.
Также запрещается блокировать доступ к жилью граждан с использованием транспортных средств или без такового. За эти действия придется выплатить от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, отправиться на исправительные работы на срок от одного до двух лет или отделаться ограничением свободы сроком до трех лет.
При наличии отягчающих обстоятельств вроде применения или угрозы насилия, за те же действия вполне справедливо можно получить от двух до шести лет тюремного заключения
Помимо этого, закон существенно ужесточает наказание за нарушения правил организации и проведения собраний, митингов, демонстраций и уличных шествий. Отныне подобные деяния будут караться штрафом от 100 до 200 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или административным арестом на срок до 10 суток. Иными словами, сжигать милицейские автобусы, а потом прятаться от ответственности за фразой «все ломали, и я ломал», участники митингов больше не смогут. Каждый получит то, что заслужил.
Кстати, надевать каски, скрывать лица за масками и платками, а также надевать форму, похожую на армейскую или милицейскую, демонстрантам также запрещено. Впрочем, как и иметь при себе оружие, спецсредства, бутылки с зажигательной смесью или другие предметы, которые могут быть использованы для причинения ущерба. Любителей одежды в стиле «милитари» будут вразумлять штрафами в размере от 150 до 250 минимумов доходов граждан или административным арестом на 15 суток.
«Носить на лицах маски и платки во время мероприятий мы запретить гражданам не можем, однако в случае нарушений общественного порядка этими лицами, если они не будут задержаны на месте происшествия, будет гораздо сложнее установить их и привлечь к ответственности. Для этого, естественно, потребуется задействовать дополнительный ресурс, а это люди, техника, средства и время», – констатировал начальник управления общественной безопасности ГУМВД Украины в Донецкой области Евгений Юханов.
Несанкционированная установка палаток и сцены, а также развертывание звукового оборудования тоже караются штрафом в 250 – 300 минимальных доходов или арестом.
А вот невыполнение законных требований сотрудников СБУ или создание препятствий при выполнении ими профессиональных обязанностей будет караться сравнительно небольшим штрафом в размере от 50 до 100 минимальных доходов граждан. Если же в течение года нарушитель решится на рецидив, размер штрафа увеличится почти вдвое.
Обратили внимание авторы документа и на происходящее ныне в СМИ и социальных сетях. За публичные призывы к насильственному свержению конституционного строя накажут ограничением или лишением свободы сроком на пять лет. Если же речь идет о целой группе людей, срок увеличится до семи лет.
«Правовое регулирование деятельности социальных сетей присуще тем государствам, на чье законодательство мы ориентируемся. Например, многие граждане Великобритании отбывают уголовное наказание сроком от 4-х и более лет за распространение призывов выходить на массовые мероприятия в Лондоне и пригороде Лондона в 2011 году», – прокомментировала министр юстиции Елена Лукаш.
Особое внимание хотелось бы обратить на новое понятие «экстремистская деятельность», подразумевающее под собой изготовление, хранение и распространение материалов экстремистского содержания, в том числе и через Интернет. Наказывать за такую деятельность будут штрафом от 200 до 800 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и конфискацией экстремистской продукции. Если действие будет совершено повторно, наказанием станет ограничение или лишение свободы на срок до трех лет.
К тому же, документ существенно повышает уровень безопасности судей, милиционеров и членов их семей путем введения запрета на сбор и распространение личной информации об этих категориях граждан. Принимая во внимание многочисленные посты в социальных сетях, содержавшие фотографии, адреса и номера телефонов сотрудников спецподразделения «Беркут», понять причины подобного запрета вовсе несложно.
Цензура или контроль?
Резко негативную реакцию, особенно в среде журналистов и общественных деятелей, вызвали предусмотренные законопроектом изменения некоторых статей Налогового кодекса, а также Кодекса Украины об административных правонарушениях.
В частности. подписанный президентом закон №721 («О дополнительных мерах защиты безопасности граждан») предусматривает усиление контроля над средствами массовой информации – но лишь над теми, которые не имеют государственной регистрации или уклоняются от нее. То есть любая газета, телеканал или интернет-ресурс, прошедшие установленную государством процедуру, могут не опасаться каких-либо санкций против себя. А вот для тех, кто эту процедуру проходить не хочет, предусматривается увеличение штрафа до 10,2 – 17 тысяч гривен. Кроме того, данный закон не касается тех интернет-ресурсов, которые дублируют печатные органы, предоставляют информацию только о деятельности своего предприятия или осуществляют распространение информации не на постоянной основе. Также увеличился штраф за невыполнение требований Национальной комиссии по телевидению и радиовещанию. Вот и возникает закономерный вопрос: где же тут та цензура, о которой столько кричит оппозиция? Или дело всего лишь в том, что далеко не все ресурсы хотят регистрироваться и отвечать за свою деятельность?
Вот поэтому и невозможны в США события, подобные киевскому Майдану. Потому что когда полученные финансы контролируются государством, очень тяжело направить их на «развитие демократии»...
Вторым принципиальным моментом стали изменения касательно общественных организаций. В Налоговый кодекс Украины вводится понятие «иностранный агент». Таковым считается любое гражданское объединение, которое «для обеспечения своей деятельности получает денежные средства или имущество от иностранных государств, государственных органов или простых граждан, неправительственных и международных организаций, а также из указанных источников через уполномоченных лиц» и «участвует в политической деятельности». Соответственно, гражданское объединение, попадающее под данное определение, обязано предоставлять финансовую отчетность и платить налог на прибыль. Сумма налога будет высчитываться по несложной формуле – 18% от полученной суммы минус расходы на ее получение.
И все бы ничего, если бы не один маленький факт. Наши парламентарии, мягко говоря, «позаимствовали» эту норму. Вы думаете, из законодательства какой-нибудь диктатуры? А вот и нет – из закона FARA, принятого в «цитадели мировой демократии» США. В нем точно так же прописаны термины «зарубежный заказчик» и «иностранный агент», предусматривается полная отчетность о финансах и всей деятельности таких организаций, а также ответственность за нарушение многочисленных предписаний этого закона в виде штрафа в 10 тысяч долларов и/или тюремного заключения на срок до 5 лет.
Вот поэтому и невозможны в США события, подобные киевскому Майдану. Потому что когда полученные финансы контролируются государством – очень тяжело направить их на «развитие демократии», а говоря простым языком – на смену власти, которая кого-то не устраивает.
Не велено пущать!
Следующий в списке – документ №3837 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно ответственности за совершение административных правонарушений во время проведения футбольных матчей)», с помощью которого предлагается ввести запрет на посещение матчей сроком до двух лет гражданам, привлекавшимся за правонарушения, совершенные на стадионах. Разумеется, требования к спортивным сооружениям и билетам на матчи будут повышены с точки зрения безопасности, а права и обязанности сотрудников, обеспечивающих порядок на стадионах, будут расширены.
Что тут скажешь, в Украине футбольные матчи действительно превратились в площадки для политических баталий, зачастую нарушающих не только отечественное, но и международное законодательство. Вспомнить хотя бы недавние случаи с демонстрацией запрещенной символики и выкрикиванием издевательских лозунгов. Не говоря уже о постоянных драках между болельщиками. Очевидно, что нынешние штрафы нарушителей совсем не пугают, а вот реальная возможность лишиться права посещать стадионы в дни матчей вполне может привести в чувство.
«Большинство болельщиков стараются не нарушать законодательство, однако существуют отдельные лица, которые хотят себя как-то проявить. Естественно, одно из подходящих для этого мест – спортивные арены с большим количеством зрителей. В этом направлении мы тесно взаимодействуем со службами безопасности клубов», – обрисовал ситуацию начальник управления общественной безопасности ГУМВД Украины в Донецкой области Евгений Юханов.
Особое возмущение граждан вызвал документ №3587 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Украины (относительно заочного уголовного производства)», позволяющий судебным органам вести уголовное производство, невзирая на отсутствие подозреваемого. Данная норма будет применяться в случаях, когда лицо сознательно уклоняется от участия в судебном разбирательстве. При этом важно понимать, что даже если суд принимает решение о рассмотрении дела без участия подозреваемого, это вовсе не значит, что последний лишается права присутствия. Кроме того, чтобы права последнего не были нарушены, присутствие на рассмотрении дела защитника обвиняемой стороны является обязательным. Наконец, если лицо, пропустившее заседание, докажет, что отсутствовало по объективным причинам и не имело возможности заранее сообщить об этом, принятое судом решение может быть отменено. И даже если объективных причин для прогула нет, подозреваемый всегда может оспорить вынесенное решение в апелляционном порядке.
Памятники под защиту
Следующий принятый Закон «О внесении изменений в статью 297 Уголовного кодекса Украины и ужесточение ответственности за осквернение или разрушение памятников тем, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны – советских воинов-освободителей, участников партизанского движения, подпольщиков, жертв нацистских преследований, а также воинов-интернационалистов и миротворцев» направлен на решение проблемы «войны с памятниками» в Украине.
До принятых изменений данная статья предусматривала ответственность только за надругательство над могилами, местами захоронения или телом умершего. Теперь в нее включены положения относительно памятников (причем не всех – а только советским воинам, партизанам и так далее). За осквернение таких памятников предусматривается наказание в виде ограничения или лишения свободы на срок от 3 до 5 лет. Кроме того, в случае совершения таких действий повторно или при определенных условиях (по предварительному сговору, из корыстных или хулиганских мотивов, а также с угрозой или применением насилия) – ограничением свободы от 4 до 5 лет или ее лишением на срок от 4 до 7 лет.
Первой, чисто человеческой реакцией на этот закон стали понимание и поддержка. Все мы помним недавний снос памятника Ленину в Киеве или вандализм в отношении памятников советским воинам во Львове. Где гарантия, что завтра кучке недоумков не придет в голову снести еще какой-нибудь памятник, который противоречит их «взглядам»? Поэтому ужесточение ответственности за такие действия – вполне логичный шаг.
Пропаганда фашизма недопустима
Наконец, последний подписанный законопроект № 2179а «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно ответственности за отрицание или оправдание преступлений фашизма» предполагает дополнение Уголовного кодекса Украины статьей 436-1, которая бы устанавливала ответственность за такие действия. Сюда включаются: пропаганда фашистской идеологии, изготовление и/или распространение материалов, оправдывающих преступления фашистов и их последователей (к ним, например, отнесены подразделения СС, к которым, напомним, принадлежит и прославляемая некоторыми политическими силами дивизия «Галичина»). За данные действия предусматривается ответственность в виде штрафа от 8,5 до 17 тысяч гривен, а также ограничение или лишение свободы на срок до двух лет.
Этот закон преследует сразу две цели. С одной стороны, он должен показать электорату КПУ и Партии регионов, что принимаются реальные меры по борьбе с неофашизмом в Украине. С другой – он дает возможность приструнить слишком ретивые праворадикальные организации, которые стремятся дестабилизировать ситуацию в нашей стране.
Таким образом, эти законы практически не затрагивают права и интересы большинства граждан Украины. Они направлены на то, чтобы напомнить участникам Майдана и оппозиции о том, что за любые противоправные действия полагается нести ответственность.
Алексей БАСАКИН, Игорь ГОМОЛЬСКИЙ