Согласно официальным данным, опубликованным на сайте Центральной избирательной комиссии, участие в выборах смогли принять жители 188 из 225 избирательных округов. В этих округах проголосовало 60,29% от общего числа избирателей. Несколько подпортили общую статистику результаты в Донецкой (15,37% жителей) и Луганской (38,94%) областях. Впрочем, ЦИК заранее уточнила, что выборы будут считаться легитимными, даже если не смогут состояться на некоторых территориях.
Что же касается распределения голосов, то на момент выхода нашего номера, было подсчитано 76,18% протоколов. Абсолютным лидером с результатом в 54,06% голосов занимал Петр Порошенко. На втором месте – Юлия Тимошенко, получившая 13,15% голосов избирателей. Далее расположились Олег Ляшко (8,49%), Анатолий Гриценко (5,40%), Сергей Тигипко (5,22%) и Михаил Добкин (3,24%). Остальные кандидаты не смогли преодолеть даже трехпроцентный барьер.
Несмотря на то, что официальные итоги выборов еще не объявлены, все основные конкуренты, в том числе и Юлия Тимошенко, не так давно угрожавшая «третьей волной Майдана», уже признали победу Петра Порошенко. С такими заявлениями, помимо лидера «Батькивщины», выступили Анатолий Гриценко, Сергей Тигипко и Олег Тягнибок.
Кстати, о признании выборов и легитимности нового президента заявила также Партия регионов в лице Александра Вилкула. Да и сам Михаил Добкин в эфире телеканала «1+1» назвал своего конкурента Петра Порошенко «президентом». В то же время никто пока не опроверг предположение, что проведение выборов в Донецкой и Луганской областях существенно изменило бы распределение голосов и, вполне возможно, привело бы ко второму туру. Но ни сама Партия регионов (которая по-прежнему считает Донбасс своим «базовым регионом»), ни другие «лидеры мнений», не сделали ничего для обеспечения права граждан на волеизъявление в нашей области. Из всей четырехмиллионной области участие в голосовании приняли лишь 105 тысяч человек, представлявшие Александровский, Добропольский, Володарский и Першотравневый районы. Кроме того, небольшое число комиссий открылось в Волновахском, Новоазовском и Старобешевском районах, а также в городах Мариуполь и Красноармейск.
Международная реакция
Свою позицию относительно выборов в Украине уже озвучили основные внешнеполитические игроки. Можно даже констатировать, что они продемонстрировали трогательное единодушие. Говоря простым языком, примерно так: «Выборы состоялись? Ну и слава Богу». Теперь США, Евросоюз и Российская Федерация могут вернуться к решению своих внутренних проблем, которые накопились за время их активных действий в Украине.
Барак Обама признал выборы состоявшимися без явных нарушений и заявил, что они стали «важным шагом украинского правительства на пути к объединению страны». Лидер США также выразил готовность сотрудничать с новым руководством нашей страны. Если читать между строк, заявление американского президента можно расценить как устранение от дальнейшего участия в решении внутриполитических вопросов в Украине.
Похожее мнение выразили и европейские дипломаты. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер высказал убеждение в том, что народное волеизъявление прошло «по всем демократическим стандартам и без кровопролития». Эти слова подтвердил и глава представительства Европейского союза в Украине Ян Томбинский. Он отметил, что, «по мнению европейских и украинских наблюдателей, это самые честные выборы в Украине за последние 20 лет».
Судя по всему, европейцам скоро станет не до событий в нашем государстве, ведь на выборах в Европарламент впервые победили правые партии, которые выступают за различные ограничения, в том числе – и на вступление в Евросоюз (а это, безусловно, отразится на дальнейшей политике относительно Украины).
Что же касается позиции Российской Федерации, то Владимир Путин заявил, что Москва с уважением отнесется к результатам народного волеизъявления, и высказал готовность работать с новым украинским руководством. Вместе с тем, российский президент считает, что после выборов «необходимо приостановить любые боевые действия». Поэтому вопрос дальнейшего сотрудничества между странами-соседями будет напрямую зависеть от готовности новоизбранного президента идти на компромиссы. Тем более, что позиции Владимира Путина еще более укрепились после подписания соглашения с Китаем.
Кстати, нельзя не отметить, что до официального объявления результатов выборов свои поздравления Петру Порошенко направили президенты Польши Бронислав Коморовский и Румынии – Траян Бэсеску. Впрочем, в отличие от ситуации 2004 года, им вряд ли придется извиняться за такую поспешность.
США, Европейский союз и Россия были как никогда едины в оценке досрочных президентских выборов в Украине. Все они признали, что голосование прошло без нарушений, а значит – президент легитимен.
Вопросы к президенту
Остались считанные дни (а, возможно, и часы) до объявления результатов досрочных президентских выборов. Инаугурация нового главы государства ориентировочно запланирована на 8-10 июня. Но уже сейчас к будущему президенту есть немало вопросов, в особенности от нашего региона.
Прежде всего, непонятен формат дальнейших взаимоотношений с Российской Федерацией. Как показали последние месяцы, курс на эскалацию конфликта и обвинения России в поддержке протестов на юго-востоке, не дал ощутимых результатов. Петр Порошенко успел заявить, что без участия северо-восточного соседа стабилизация в нашем регионе невозможна и выразил убежденность в том, что встреча с Владимиром Путиным состоится. Но понимания, с какими условиями и предложениями он будет представлять Украину на такой встрече, на данный момент нет. Как нет пока и реакции российского президента на это заявление.
Кроме того, огромное значение имеет позиция новоизбранного президента по вопросу о дальнейшем проведении антитеррористической операции. Практически сразу после окончания выборов первый вице-премьер Виталий Ярема заявил о «продолжении активной фазы антитеррористической операции». Эту же информацию косвенно подтвердил и сам лидер президентской гонки.
Сейчас перед Петром Порошенко стоит две главных задачи: наладить взаимоотношения с Россией и стабилизировать ситуацию на юго-востоке. От их решения зависит его дальнейший политический курс.
«Антитеррористическая операция в том виде, который есть сейчас, кардинально изменится, она будет более эффективная, более краткая, будет кардинально изменено оснащение украинских Вооруженных сил, а также условия оплаты», – сказал Петр Порошенко.
В то же время он отметил, что «готов сделать все для завоевания доверия жителей Донбасса путем обеспечения им безопасности, защиты прав, включая права общаться на территории региона комфортным для них языком, а также через создание новых рабочих мест».
Таким образом, мы можем ожидать воплощения в жизнь двух параллельных тактик по стабилизации обстановки в нашем регионе. С одной стороны, вполне вероятно, что в ближайшее время украинские силовики усилят нажим на города, контролируемые сторонниками «народных республик», но одновременно с этим новый президент будет искать точки соприкосновения с теми, кто готов к переговорам.
В случае реализации именно такого сценария, возникает закономерный вопрос о статусе нашего региона. На данный момент, Петр Порошенко не озвучил своих взглядов относительно дальнейшего государственного устройства Украины – будет ли это федерация или все ограничится многократно обещанной децентрализацией вместе с передачей финансов и полномочий на места? В зависимости от этой позиции можно будет спрогнозировать и те пути, которыми новая власть будет стабилизировать ситуацию.
Кроме того, Петр Порошенко пока не прояснил свою позицию по отношению к кадровым назначениям, сделанным правительством и тогдашним и.о. президента Александром Турчиновым. Останутся ли на местах министры (в частности представляющие силовой блок), губернаторы и руководители различных государственных ведомств, а если нет, то кто придет на их место – пока неизвестно.
Сейчас к новому президенту накопилось немало вопросов, от ответов на которые и зависит дальнейшая судьба как Донбасса, так и Украины в целом.
Алексей БАСАКИН