Первый международный визит новоизбранного президента – довольно показательное мероприятие. Он призван продемонстрировать, на кого в ближайшее время, а то и все 5 лет президентского срока будет ориентироваться Украина. Два предыдущих президента – Виктор Ющенко и Виктор Янукович, свой первый визит в ранге главы государства совершали в Москву. Петр Порошенко пока еще не является полномочным президентом, но уже сумел изменить традицию.
Во вторник, 3 июня, он принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных 25-й годовщине первых демократических выборов в Польше. В них приняли участие руководители нескольких десятков европейских государств, а также президент США Барак Обама.
В ходе визита Петр Порошенко провел встречу с президентом Польши Брониславом Комаровским. По словам официального представителя канцелярии президента Польши Яромира Соколовского, обсуждались «перспективы разрешения российско-украинского кризиса, а также вопросы польско-украинского сотрудничества, польская поддержка реформ в Украине, с особым акцентом на реформу местного самоуправления». Сам Петр Порошенко по итогам встречи заявил, что «для мирного урегулирования конфликта в Украине необходимо как можно быстрее провести перевыборы в Верховную Раду и местные советы».
После этого новоизбранный президент Украины встретился со своим коллегой из Австрии Хайнцем Фишером, но о подробностях их разговора ничего не сообщается.
На следующий день Петр Порошенко провел переговоры с Бараком Обамой и государственным секретарем США Джоном Керри. После этой встречи американский президент заявил журналистам, что «избрание Порошенко стало мудрым выбором украинского народа в трудное время», а также о том, что стороны обсудили «планы восстановления мира и помощи украинской экономике». Кроме того, он подчеркнул, что «был сделан лишь первый шаг на пути построения партнерских отношений», и пообещал, что «встреча «Большой семерки» в Брюсселе станет важной демонстрацией поддержки украинского президента международным сообществом».
По итогам этих переговоров Белый дом принял решение о выделении 23 миллионов долларов «для помощи украинским войскам». В ближайшее время Украина получит 5 из этих миллионов, которые пойдут на «обеспечение бронежилетами, приборами ночного видения и дополнительными средствами связи».
Таким образом, США, с одной стороны, выступают за «достижение мира на востоке Украины», а с другой – всеми силами, в том числе и через материальную помощь, способствуют усилению Антитеррористической операции. Своеобразная позиция «самой миролюбивой страны в мире» объясняется тем, что нагнетание обстановки на востоке Украины развязывает американским руководителям руки в отношениях с европейскими партнерами и дает еще один повод для давления на Россию.
Кстати, помимо встречи с Петром Порошенко, Барак Обама проведет переговоры с президентом Польши Брониславом Комаровским и премьер-министром Дональдом Туском. Среди главных тем встречи – «обсуждение позиции России по отношению к Украине и вопросы безопасности в регионе». Судя по всему, под предлогом угрозы со стороны Российской Федерации американское руководство планирует нарастить свое военное присутствие в Польше и других странах Центральной и Восточной Европы.
Геополитика – игра, в которой необходимо просчитывать на несколько ходов, и кризис в Украине (а также постоянные заявления о «российских боевиках») – отличный повод попугать восточноевропейских лидеров и добиться от них, например, увеличения числа объектов системы ПРО.
Кроме того, до своей официальной инаугурации Петр Порошенко посетит еще одну европейскую страну. По сообщению его пресс-службы, на 6 июня запланирован визит во Францию, где новоизбранный глава нашего государства должен встретиться с президентом Франсуа Олландом. Можно предположить, что одной из тем, которые будут обсуждаться на этой встрече, станет ситуация с вертолетоносцами «Мистраль», которые строятся во Франции по заказу России. Напомним, Россия планирует включить данные корабли (сильнейшие в своем классе) в состав своего Черноморского флота, против чего активно выступают США и Украина.
Россия, в свою очередь, также не могла не отреагировать на происходящее. В среду, 4 июня, Владимир Путин в интервью французскому телеканалу TF1 подчеркнул, что «никаких российских армейских подразделений или военных инструкторов на юго-востоке Украины не было и нет». Он также отверг предположения о том, что Россия имеет какие-либо намерения «аннексировать или дестабилизировать юго-восток Украины».
«Сегодняшним украинским властям нужно наладить диалог с собственным населением, и не с помощью оружия, танков, самолетов, а с помощью переговорного процесса», – сказал президент РФ.
Кроме того, российский президент в очередной раз обвинил США в проведении агрессивной внешней политики. «Они (то есть США. – Прим. автора) везде принимают участие в решении судеб других народов, находясь за тысячи километров от своей собственной границы», – заявил Владимир Путин.
Что же касается одного из наиболее сложных вопросов в отношениях Украины с Россией – выплаты задолженностей и формирования новой цены на газ – то, по словам министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Продана, «переговоры продолжаются, но они были переведены в двухсторонний формат». Таким образом, в отличие от первого диалога, который прошел 2 июня в Брюсселе, представители Европы не будут принимать участия в определении новой цены на газ для нашей страны. Хорошо это или же плохо – можно будет судить только после достижения договоренностей. На данный момент была озвучена ориентировочная цифра в 380 долларов за тысячу кубометров, которая выше той, что была раньше (268,5 доллара), но гораздо ниже максимальной заявленной (485 долларов за тысячу кубометров голубого топлива).
Таким образом, перед Петром Порошенко стоит сложная задача отстоять интересы Украины как перед восточными, так и перед западными партнерами. И у тех, и у других есть свои рычаги давления на новоизбранного президента – от приостановки евроинтеграции до повышения цены на газ. От того, как Петр Порошенко выйдет из сложившейся ситуации, будет зависеть не только статус Украины на международной арене, но и рейтинг поддержки политика внутри страны – а это, как мы знаем, серьезный стимул.
Алексей Гречишников